Центр психологических услуг и психотерапии в Бишкеке
Психодрама как метод групповой психотерапии психических расстройств.
Психодрама как метод групповой психотерапии психических расстройств.
Автор статьи: Владимир Пудов, психолог.
Что такое психодраматерапия
Психодраматерапия – один из классических методов психотерапии, активно развивающийся в Европе, США, России, Кыргызстане. Как метод психотерапии психодрама первоначально возникла именно как метод работы с малой группой людей, имеющих психические расстройства, такие как тревожные расстройства, депрессия, расстройства личности, посттравматическое стрессовое расстройство и др. или же это может быть малая группа людей, имеющих психологические трудности – неуверенность в себе, сниженная самооценка, неспособность конструктивно разрешать конфликты, трудности построения отношений в коллективе и т.д.
Основной целью психодраматерапии является развитие спонтанности и креативности. Достигается это путем использования техник психодраматерапии, встроенных в процесс групповой терапии. Теоретической основой психодраматерапии является «Теория ролей» разработанная основоположником психодраматерапии Якобом Леви Морено. Вкратце суть ее состоит в следующем: в течение жизни человек осваивает множество ролей, например, социальных, которые позволяют ему вести себя сообразно ситуации в которой он оказывается. Одни роли получают свое развитие и это помогает человеку выстраивать отношения с миром, другие роли останавливаются в своем развитии и тогда человеку сложно или же он не знает, как вести себя в определенных ситуациях. А бывает и так, что какая-то роль переразвита и человек в разных ситуация ведет себя одинаково, сообразно роли и это создает проблемы и трудности.
Невозможность спонтанно и творчески реализовывать свои потребности через новые роли, в стрессовых ситуация часто приводит к риску возникновения психических расстройств. Применительно к данному времени, жизнь в условиях пандемии и связанных с ней ограничений, стала носить яркий оттенок депрессивности и повышенной тревожности в обществе в целом. Многие люди, обращающиеся за психологической помощью говорят о симптомах депрессии и о симптомах панического расстройства, в обиходе – панические атаки.
Немного о тревожных расстройствах
Общее, что есть у людей с тревожными расстройствами – это страх. Однако в речи «страх» может обозначать разные его виды. «Здоровый реальный страх» - как правило, является сигналом о реально существующей опасности и может быть преодолим, когда человек предпринимает какие-то действия, направленные во внешний мир. «Болезненные страхи» бывают более сильными, чем реальные, и не связаны с конкретной ситуацией. Они в сою очередь, подразделяются на «преувеличенные страхи» - когда в ситуации существует реальный страх, но у человека нет возможности с ним справиться и он чувствует себя слабым и беспомощным, а страх существующий в ситуации воспринимается как нечто более большее и сильное, с чем нет возможности справиться. Что называется «сделать из мухи слона».
«Вытесненные страхи при фобиях» представляют собой реакцию страха на событие в настоящем, но причины такой реакции находятся в прошлом человека и, как правило, не осознаются. В результате у человека нет возможности что-то сделать с этим страхом в настоящем, он продолжает бояться встречи с каким-то конкретным событием, имеющим отношение к прошлому.
«Панические атаки» изначально не связаны с конкретным объектом страха. Они возникают внезапно, сопровождаются различными телесными явлениями: учащением сердцебиения, болями в грудной клетке, которые ошибочно могут быть опознаны как боли в сердце, например. Начинает кружиться голова, ощущается нехватка воздуха. Человеку начинает казаться, что он полностью теряет контроль над собой, своим психическим благополучием, что он может умереть. Страх полностью охватывает человека, парализуя возможности с ним справиться. Люди с паническим расстройством часто говорят о том, что в таких ситуациях они нуждаются в присутствии рядом другого человека, который поможет им прийти в нормальное состояние. Человек не в состоянии осознать причину панической атаки и, как правило старается найти какое-то объяснение этому. Например, начинает считать, что его «сглазили», «навели порчу» и бегает по «народным целителям». И что удивительно, на некоторое время ему действительно становится лучше. Но, только на некоторое время.
«Вторичный страх панической атаки» - это дополнительные страхи, которые возникают на фоне панического расстройства. Сюда можно отнести, например, агорафобию – человек начинает бояться выходить из дома, начинает бояться мест скопления людей, находиться на улице одному. Социальные страхи – когда человек считает, что другие могут его осудить, насмехаться над ним, отвергнуть его в ситуации панической атаки. Жизнь человека все больше становится насыщена страхом, что начинает накладывать существенные ограничения на возможности удовлетворять важные потребности, человек чувствует себя лишенным возможности быть свободным от страха и ограничений.
В поведении человека появляются различные защитные реакции. Например, выходить из дома только в сопровождении другого человека; выключать или приглушать в помещении свет в темное время суток, когда яркий свет начинает вызывать тревогу и дискомфорт; перестает ездить в общественном транспорте или на автомобиле; постоянно носить солнцезащитные очки, чтобы яркий солнечный свет не вызывал тревогу или же выходить из дома после заката. Тем самым укрепляет и поддерживает наличие у себя панического расстройства.
Психодрама в лечении панических атак
В психодраматерапии разработана модель 7 терапевтических фаз, каждая из которых позволяет психодраматерапевту понимать на какой стадии работы с расстройством он находится и целенаправленно вести клиента к избавлению от его расстройства и видеть то, что еще необходимо сделать в работе с расстройством. Вкратце происходящее на этих фазах выглядит следующим образом:
1.Работа с техникой «пустого стула». Она позволяет исследовать защитное поведение, взглянув на него со стороны, когда в терапевтическом пространстве разыгрывается какая-то ситуация, вызывающая защитное поведение. Это дает возможность клиенту осознать неполезность такого поведения в настоящем и его неэффективность, что начинает уменьшать возможность появления вторичных страхов.
2. Психодраматический диалог в технике «обмен ролями». Позволяет установить контакт между различными «Я-состояниями» человека. Например, диалог «Взрослого Я», обладающего позитивными знаниями и жизненным опытом и «Детского Я», важная часть потребностей которого была проигнорирована и неудовлетворена, который напуган, беспомощен и нуждается в поддержке.
3. Работа с другими внутренними ролями и связанными с ними нерешенными конфликтами.
4. Исследование и проработка травмирующих переживаний из детства. Это дает возможность изжить травматические чувства и пережить опыт контакта с поддерживающим, любящим «Родителем», реально не присутствовавшим в травматическом эпизоде.
5. Анализ того, что клиент узнал и понял о себе и своем болезненном состоянии, о его причинах и последствиях. Можно реализовать через написание фиктивного письма значимому другому. Дает возможность сформировать новый собственный уникальный взгляд на события жизни. Важно: письмо не нужно отправлять адресату.
6. Разыгрывание сцены диалога со значимым взрослым, которому написано письмо, с помощью техники «обмена ролями». Это дает возможность интегрировать в живом процессе взаимодействия в жизненный опыт новый взгляд на события в жизни.
7. Обретение большей уверенности в себе и своих силах, через новое понимание себя и событий жизни.
В статье использован материал из личного и профессионального опыта, а так же материал из книги «Лечение психодрамой. Теория и практика» / Пер. с нем. М.Бушуевой и И.Аношиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2017. – 736 с.
Наши контакты
Всегда рады вашему обращению!