Центр психологических услуг и психотерапии в Бишкеке

 Выученная беспомощность и что с этим делать

Выученная беспомощность и что с этим делать

Автор статьи психолог Коновалова Татьяна

В статье мы рассмотрим:

  1. Что такое выученная беспомощность.
  2. Симптомы выученной беспомощности.
  3. Причины возникновения
  4. Что делать и как работать над ней.

    

 

Каждый из нас в своей жизни сталкивается с различными трудностями. Вот только способы реагирования у всех разные. Одни начинают активно искать решения и пути выхода, другие же предпочитают бездействовать, полагаясь на судьбу или других, так как считают, что от их усилий ничего не зависит. В психологии такое поведение называется выученной беспомощностью.

- У меня ничего не получится.

-Этого не изменить. Судьба.

- Всё это так сложно.

-От меня вообще ничего не зависит

Это те самые частые фразы, 

которые используют люди с этим феноменом.

. 2

 

     Выученная беспомощность  или ещё её называют приобретённой – это состояние человека или животного, при котором не предпринимаются попытки к улучшению своего положения, хотя имеется такая возможность. Такое поведение появляется после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные события или невозможностью избежать их.

    Впервые термин выученная беспомощность ввёл Мартин Селигман в 1964 году. Он проводил эксперименты со своими коллегами над животными. Суть эксперимента была в следующем: в клетку помещалась собака и жёстко фиксировалась там. После звукового сигнала, животное получало удар током, от которого не могло уклониться. Ему приходилось терпеливо сносить удары тока, испытывая страх и привыкая к нему. Страх становился основным доминирующим чувством, уничтожая все другие.

 5965 original

Опыты были продолжены в 1967 году. Целью исследования была проверка того сможет ли животное после такого привыкания к потере поиска выхода из болезненной ситуации, начать реагировать иначе и стремиться убежать.

     Для проведения эксперимента были взяты две группы собак. Первая группа – это животные, обученные страху, вторая не обучена. Собаки из второй группы, после удара током быстро выбегали в открытую дверь клетки или перепрыгивали барьер (в зависимости от условий), стремясь в безопасное место. Животные из первой группы оставались, на месте не видя выхода. Они даже не стремились его искать, потеряв надежду на позитивный результат.

     Такое происходит и с человеком. У него так же вырабатывается условный рефлекс, если он длительное время находится в неблагоприятных условиях, его унижают или он подвергается психологическому, либо физическому насилию.

Симптомы выученной беспомощности:

  • Человек испытывает апатию и безразличие ко всему, что происходит вокруг него, разочарование, а порой и чувство безысходности.
  • Он перестаёт предпринимать какие либо действия для изменения ситуации, даже в те моменты, когда это можно сделать.
  • Возникает чувство беспомощности и не возможности влиять на происходящее вокруг (ощущение, что всё выходит из под контроля).
  • Прокрастинация.
  • Пессимистический настрой на любую деятельность, отказ от активности.
  • Стереотипное поведение во всех ситуациях.
  • Частое употребление следующих слов: всё плохо, я неудачник, ничего не получится, всё бесполезно, растяпа…..

Почему возникает выученная беспомощность? Чаще всего выделяют три основные причины:

  • Отсутствие последствий. Человек, вносит какие – либо предложения для улучшения ситуации, а другие на это никак не реагируют.
  • Однообразие последствий. Если есть постоянная критика в отношении любых действий или работы, даже когда она делается хорошо. Постоянная негативная оценка убивает веру в себя. Постоянные поощрения тоже могут убивать инициативу.
  • Не синхронные последствия. Когда критикуют при хорошо сделанной работе или поощряют при неэффективной. В таком случае сложно выстраивать связь между результатом деятельности и оценкой окружающих. Возникает вопрос: «Нужно ли стараться?»

     Синдром выученной беспомощности формируется уже в детском возрасте. Он может стать частью мышления «жертвы». Вот несколько причин его возникновения:

  • Гиперопекающий или авторитарный стиль воспитания. Родители тем самым подавляют ребёнка, его самостоятельность, инициативность и индивидуальность. Все решения принимаются за него. Иметь своё мнение он не имеет права.
  • Родители (или один из них) имеют синдром выученной беспомощности. В таком случае ребёнок перенимает поведение и установки своих родителей.
  • Постоянное сравнение с другими детьми. Слишком завышенные требования и ожидания.
  • Частая критика, наказание, акцентирование внимания на недостатках ребёнка. Частое повторение фраз «у тебя не получится», «ты не сможешь», «всё делаешь не правильно» и т.д.
  • Воспитание в рамках гендерных стереотипов. Тогда девочки вырастают слабыми и инфантильными, а мальчики не приспособлены к быту.
  • Непостоянство и нестабильность требований родителей.

Что делать и как работать с выученной беспомощностью?

optimize

Первое с чего нужно начать – это с изменения своего стиля мышления. Как это сделать?

  • Уберите из своего лексикона «мёртвые слова». Такие как: бесполезно, всё без толку, плохо, всё сложно, неудачник и т.д. Замените их противоположными.
  • Начните хвалить себя, говорите слова одобрения. Это очень важно. Так как каждый из нас сам в своей голове критикует себя, а вот похвалить забываем.
  • Постарайтесь вспомнить моменты в своей жизни, когда вам что - то удавалось, хотя вы поступали непривычным для вас способом.
  • Дайте себе право на ошибку. Важно понимать, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Если у вас что – то не получилось – это не про то, что вы неудачник, а про опыт. Теперь вы знаете, что данное действие не приведёт к ожидаемому результату, и вы можете пробовать поступать иначе.
  • Хвалите себя и за маленькие успехи. Ведь большие мы можем ждать всю жизнь. Пусть пройденные лишние пару остановок пешком или дочитанная, наконец, книга станут для вас очередной победой.
  • Предстоящее дело вам кажется очень сложным? Разбейте его на маленькие шаги, составьте план. Начинайте с самого простого.

    Наши мысли, чувства, слова и действия взаимосвязаны. Осознавая, о чём мы думаем/делаем, нам легче изменить своё мышление и образ жизни. Каждый из нас может быть успешным!

Автор статьи психолог Коновалова Татьяна

Задать вопрос психологу

Психолог онлайн

Наши контакты

Всегда рады вашему обращению!

whatsapp